Газ, да газ — а что с аммиаком ( ось Самара — Одесса ) (химия и геополитота)

Вся новостная лента забита «природным газом» в контексте UA, но есть еще одно интересное «химическое соединение» — аммиак, и соответственно колоссальный трубопровод с ним из Самары в Одессу. Про которой в основном в пре$$е молчок.

Иносранцы только все время интересуются — ниже характерная статья одного японца + свежайшие новости по теме

Начало статьи.

Отношения России и Украины переживают далеко не самые лучшие времена, но все же есть кое-что, чему найти альтернативу, сотрудничая с другими странами, сложно. Автор японского издания рассказывает о «необычной логистической структуре», в создании которой не последнюю роль сыграли США.

Геополитика разрыва

Индийский ученый Параг Ханна предложил концепцию связующей геополитики. В современном мире благодаря взрывному развитию транспортной и коммуникационной инфраструктуры границы, нарисованные на карте, практически не имеют смысла.

Ключ от будущего находится в руках не географии, а «конектографии» (коммуникабельности). Ханна настаивает именно на этой концепции.

Я не очень согласен с аргументами индийского ученого, однако на постсоветском пространстве проявляются признаки, противоречащие духу времени в лице коммуникабельности.

В этом регионе в некотором смысле эпохой расцвета коммуникабельности был именно социалистический период. Между 15 республиками, составлявшими СССР, были условные границы, но они были тесно связаны с точки зрения инфраструктуры: железные дороги, нефте- и газопроводы, электрическая сеть и так далее.

Тем не менее в 1991 году СССР распался, и республики зациклились на постройке собственной экономики. В результате границы приобрели большее значение. Транспортная инфраструктура осталась рациональной с экономической точки зрения, но ее перестали использовать из-за политической конфронтации.

Классический пример — отношения между Россией и Украиной. В последнее время страны отрубают все тесные связи, оставшиеся с советских времен. Наверное, такое можно назвать «геополитикой разрыва».

Кстати, в своей книге Ханна также признает, что Россия с Украиной являются исключением из глобального тренда коммуникабельности.

Между тем есть определенная логистическая инфраструктура, которая используется до сих пор и которой сложно найти замену, сколько бы Россия с Украиной ни конфликтовали. В первую очередь, это, конечно же, газопровод. Россия пытается отстраниться от украинского маршрута, но в период с 2018 по 2019 год более 40% экспорта газа в Европу по-прежнему поставлялось именно по трубопроводу, который проходит через Украину.

Итак, о газопроводе различной информации предостаточно, поэтому в этот раз я хочу рассмотреть трубопровод иного характера. Из России в Украину пролегает самый длинный в мире аммиакопровод.

Он представляет собой самый длинный в мире трубопровод для поставки химической продукции. В США тоже есть химическая магистраль, но масштабы ее очень незначительные, а российско-украинское сооружение простирается на тысячи километров.

Почему же решили построить такую необычную логистическую инфраструктуру? И по какой причине этот аммиакопровод продолжает эксплуатироваться, несмотря на конфронтацию между Россией и Украиной?

История появления аммиакопровода

Из российского города Тольятти, который находится в Самарской области, в украинский порт «Південний» (бывший «Южный») в Одесской области простирается трубопровод длиной 2471 километр.

Расстояние по прямой между Саппоро и Наха составляет 224.4 километра, и это означает, что российско-украинский аммиакопровод на порядок длиннее. Удивительно, что удалось построить настолько впечатляющее сооружение. Пропускная способность трубопровода составляет 2,5 миллиона тонн жидкого аммиака в год.

Аммиакопровод выходит из завода азотных удобрений «Тольяттиазот», расположенного в городе Тольятти. Произведенный здесь жидкий аммиак отправляется по трубопроводу.

Тольятти — это промышленный город, известный благодаря крупнейшему в России автопроизводителю «АвтоВАЗ» (автомобили под маркой «Лада»), однако химическая промышленность в нем также хорошо развита.

Аммиак, отправленный на расстояние 2471 километр, в терминале Одесского припортового завода перегружается в танкеры и экспортируется. За созданием двух заводов и трубопровода стоят тесные взаимоотношения СССР и США.

Вашингтон считал коммунистический Советский Союз врагом, и торговые отношения между странами были ограничены. И только американский бизнесмен, еврей русского происхождения Арманд Хаммер (Armand Hammer), который был знаком с советским лидером Владимиром Лениным, раньше всех вышел на советский рынок.

Накопивший капитал благодаря бизнесу в СССР Хаммер покупает нефтяную корпорацию Occidental Petroleum и становится одним из самых богатых американцев. Это — пример нестандартного воплощения американской мечты: разбогатеть благодаря бизнесу с вражеским СССР.

В 1970-х годах наступила «оттепель», и правительство США стало активно развивать экономическое сотрудничество с СССР. Occidental Petroleum пользуется этим, и в 1973 году подписывает крупный контракт с советским руководством.

Это был проект строительства заводов в Одессе и Тольятти, а также аммиакопровода, связывающего их. Более того, схема заключалась не только в строительстве инфраструктуры, но и в покупке компанией Occidental Petroleum произведенного аммиака.

Тогда в США было много фосфатных удобрений, однако аммиак и азотные удобрения импортировались. При этом газовая держава СССР обладала высоким потенциалом с точки зрения производства аммиака и азотных удобрений (эти удобрения производятся из газа), но ему не хватало фосфатных удобрений.

В связи с этим Хаммер заключил контракт, в соответствии с которым США предоставляли капитал и технологии, строили заводы и трубопровод, а СССР импортировал американские фосфатные удобрения, произведенные на заводе Occidental Petroleum во Флориде. Контракт был действительно крупным — был рассчитан 20 лет и 20 миллиардов долларов.

Строительство заводов в Тольятти и Одессе началось в 1974 году. Первый был запущен в 1978 году, а второй — в 1979 году. Трубопровод открылся в 1981 году. Кстати, Одесса — это родной город отца Хаммера, который родился в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов.

В 2019 году — рекордный объем поставок за всю историю!

В конце 1991 года произошел распад СССР, и аммиакопровод оказался зажат между двумя независимыми государствам — Украиной и Россией. Что касается управления трубопроводом, то украинскую часть начинает контролировать украинская сторона, а российскую — соответственно Россия.

Тем не менее эксплуатация магистрали продолжилась. Жидкий аммиак также можно транспортировать по железной дороге, однако маршрут по трубопроводу прямиком в порт намного выгоднее.

И все же, как я отметил выше, большая часть аммиака, отправляемого из Тольятти в Одессу, экспортировалась танкерами в США. Между тем в последние годы американский рынок аммиака сокращается из-за «сланцевой революции». Поэтому сейчас удобрения экспортируют в основном в другие страны.

Безусловно, Россия и Украина конфликтовали по поводу аммиакопровода. Например, в 2016 году украинская управляющая компания в одностороннем порядке подняла плату за транзит, поэтому «Тольяттиазот» прикрыл работу трубопровода, и поставки аммиака приостановились на некоторое время. Что касается этой проблемы, то до сих пор ведутся слушания в суде. Тем не менее эксплуатацию трубопровода возобновили в 2017 году, и она ведется по сей день.

В 2019 году российский завод отправил по этому аммиакопроводу 2,51 миллиона тонн аммиака. Это — рекордные объемы за всю историю его существования. Можно сказать, что это стало впечатляющим достижением на фоне сложных отношений между Россией и Украиной.

Причина, по которой Украина до сих пор исподтишка импортирует аммиак из вражеской России, очевидна. Это приносит хорошие доходы. В 2019 году украинская управляющая компания заработала на транзите 78 миллионов долларов.

Кроме того, точная сумма неизвестна, однако Одесский припортовый завод также получил хорошую оплату за погрузку. Украине, которая постоянно испытывает финансовые затруднения, сложно отказаться от такого источника доходов.

В свою очередь, тольяттинский завод пользуется украинским маршрутом в силу внутренней обстановки в России. На самом деле, чтобы расстаться с украинским маршрутом, «Тольяттиазот» в 1999 году начал строить в порту Тамань, который выходит на Черное море, собственный разгрузочно-погрузочный терминал.

Тем не менее на стадии установки оборудования местная администрация Краснодара заявила, что участок принадлежит региону и подала иск в суд. В результате проект зашел в тупик.

На данный момент политический вектор России и Украины направлен на разрыв отношений, но с точки зрения экономических реалий глубокая коммуникабельность, наследие прошлого, сохранилась, и аммиакопровод из Тольятти в Одессу красноречиво свидетельствует об этом.

Конец статьи. Выводы оставим на совести японца, но фактов он вроде накидал.

Пара картинок

Газ, да газ - а что с аммиаком ( ось Самара - Одесса ) (химия и геополитота)

Газ, да газ - а что с аммиаком ( ось Самара - Одесса ) (химия и геополитота)

Свежайшие актуальные новости по истории:

1) Мазепин месяц назад обозначил что хотел этот маршрут свернуть https://www.interfax.ru/business/809660

Москва. 15 декабря. INTERFAX.RU — «Уралхим» Дмитрия Мазепина, с конца ноября управляющий «Тольяттиазотом», озабочен стабильностью транзита аммиака с предприятия; компания также намерена снизить зависимость от поставок аммиака через Украину.

Владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин на встрече с губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым сообщил о планах провести переговоры с украинскими партнерами о долгосрочной стабилизации транзита аммиака, говорится в корпоративной газете «Тольяттиазота» «Волжский вестник».

Транзит аммиака по территории Украины, в частности, квотирование объемов, компания в отчетности из года в год относит к отраслевым рискам.

В конце 2016 года конфликт с «Укрхимтрансаммиаком», оператором украинской части аммиакопровода «Тольятти-Одесса», привел к остановке транспортировки аммиака предприятия более чем на месяц. «Тольяттиазот» хотел добиться увеличения объем прокачки, а также оспаривал в суде тарифную надбавку за транзит аммиака.

В 2020 году «Тольяттиазоту» удалось установить рекорд отгрузки аммиака по трубопроводу: в хранилища АО «Одесский припортовый завод» было транспортировано 2 млн тонн аммиака.

Новый генеральный директор «Тольяттиазота» Анатолий Шаблинский при этом заявил о намерении снизить зависимость транзита аммиака через Украину, развивая альтернативные маршруты поставок, пишет корпоративное издание.

Но… какие альтернативы?

Обозначенный выше порт Тамань? Терминал в котором пытаются построить уже четвертую пятилетку….

2)  икологи в 23 ьем регионе подняли бучу по поводу терминала ТольяттиАзота в Тамани, хотя до полного конца строительства ( 2029 год ) еще очень долго.

https://93.ru/text/ecology/2022/01/21/70390766/

На самом деле тема сложная и явно завязана на геополитику (с одной стороны подвязка территории с другой прикормка), но и соответственно интересна тем, что подсвечивает как ключевых игроков так их отношения с принципами оных.

Наблюдаем продолжать.

P.S. Разрешение этой истории в принципе сравнимо с другой тектоникой — продажей «Прохоровым» Квадры — Росатому — https://tass.ru/ekonomika/13579349 … впрочем это уже хоть и похожая (+говорят пересекающаяся по сюжету), но другая сказка.

P.S.  Еще разбор ситуации:

 

Очень важно и ценно то, что природный газ можно транспортировать на значительные расстояния с относительно небольшими затратами – по газопроводам.

Энциклопедический словарь юного химика

Аммиак, NH3, бесцветный газ с резким запахом.

Химическая энциклопедия

   Суть спора

«Укрхимтрансаммиак», украинский государственный оператор самого длинного в мире аммиачного трубопровода «Тольятти – Одесса» (протяженность около 2500 км, объем прокачки до 2,5 млн т сжиженного газа в год), одержал верх над российским заводом – поставщиком жидкого аммиака «Тольяттиазот» («ТОАЗ») в МКАС при ТПП Украины. Спор рассматривался в Киеве на протяжении двух лет. Инициатором разбирательства выступил «Укрхимтрансаммиак» («УХТА»), который потребовал увеличить стоимость поставки на 1,33 долл. за тонну прокачиваемого газа. В свою очередь, «ТОАЗ» подал встречный иск об уменьшении тарифа. Как отмечали представители украинской стороны, в результате снижения контрактного тарифа «Укрхимтрансаммиак» потерял бы более 180 млн долл.

В СССР аммиакопровод «Тольятти – Горловка – Одесса» связывал завод «Стирол» в Горловке (одно из крупнейших химических предприятий на территории Советского Союза, запущенное в 1933 году), Одесский припортовый завод (ОПЗ) и поволжский «Тольяттиазот». Строительство последнего началось в 1974 году – это была идея американского миллиардера Арманда Хаммера, сына одесского эмигранта, который благодаря своим уникальным связям с советской элитой заработал огромное состояние на сотрудничестве СССР и США[1]. Производство аммиака на «ТОАЗ» запустили в 1979-м. Тогда же была введена в эксплуатацию первая очередь магистрального аммиакопровода – 792-километровый участок трубопровода «Горловка – Одесса». Весь трубопровод, включая ветку до Тольятти, начал работать в 1981 году. Строительство велось по американским технологиям, и вначале сжиженный газ поставлялся танкерами в США.

В 1990-е годы «ТОАЗ» приватизировали. По данным отчета завода (сейчас предприятие имеет юридическую форму ПАО) за I квартал 2019 года, среди его акционеров – компании на Британских Виргинских островах, в Ангилье, Сент-Люсии, Сент-Китсе и Невисе (около 90%), еще около 10% акций принадлежат «Уралхиму». Весной этого года СК РФ возбудил уголовное дело против группы физических лиц – бывших акционеров завода[2].

Оператор украинской части аммиакопровода – государственное предприятие «Укрхимтрансаммиак» – было юридически создано указом Кабмина Украины в 2001 году.

Химический гигант «Стирол» в Горловке был приватизирован в 2010 году и вошел в группу активов украинского миллиардера Дмитрия Фирташа. «Стирол» поставлял в аммиакопровод 400 тыс. т газа в год (около 15,9% от общего объема). В 2014 году «Стирол» был законсервирован как опасный объект и перестал поставлять сжиженный газ в аммиакопровод: в Донбассе началась война. После этого топоним «Горловка» исключили из названия аммиакопровода.

Вскоре после этого «Укрхимтрансаммиак» и «ТОАЗ» столкнулись в третейском суде.

Разногласия между сторонами существуют несколько лет. В конце 2016 года «Укрхимтрансаммиак» уже останавливал прокачку российского газа. В начале 2017 года «Тольяттиазот» обратился в МКАС при ТПП Украины с иском о взыскании с украинской стороны 11,5 млн долл. убытков из-за невыполнения обязательств по контракту 2007 года. В октябре этого года Апелляционный суд Киева оставил без изменения решение МКАС при ТПП Украины против «ТОАЗ» от 16 июля 2019 года.

По новому спору интересы украинской стороны в арбитраже представляла юридическая фирма Integrites. Елена Перепелинская, партнер юрфирмы, возглавила группу, в состав которой также вошли юристы Кристина Хрипкова и Анастасия Ильяшенко. По словам Перепелинской, «дело оказалось сложным и касалось многих юридических аспектов и применения не только соответствующих положений Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, но и положений Налогового кодекса Украины, Соглашения о порядке транзита через территорию государств – участников СНГ, Соглашения об ассоциации Украина – ЕС, Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), Венской конвенции о праве международных договоров и многих других законов и международных договоров Украины». В комментарии Arbitration.ru юрист обратила внимание на то, что к отсылке на большое количество норм международных договоров прибегла российская компания, а позиция украинского госпредприятия основывалась на нормах национального законодательства: «Спор касался толкования и применения положений указанных актов. Мы настаивали, что они неприменимы к контрактному спору сторон в принципе, и состав арбитражного суда с нами согласился. Спор был подчинен только двум юрисдикциям: Украине и РФ, и мне сложно понять, почему “ТОАЗ” считал, что у него есть права, например, по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС».

Российскую сторону в арбитраже при УкрТПП представляла украинская юридическая фирма «Астерс», отказавшаяся дать комментарии.

Несмотря на поражение в украинском арбитраже, пресс-секретарь российского производителя химической продукции Дмитрий Масалитин уверяет, что для «Тольяттиазота» на этой печальной ноте дело не закончено, а также информирует о намерении требовать отмены арбитражного решения и биться до последнего.

Отвечая на вопрос Arbitration.ru, Масалитин отметил: «Позиция публичного акционерного общества “Тольяттиазот” заключается в том, что решение МКАС при ТПП Украины незаконно, так как “Укрхимтрансаммиак” не сумел доказать в суде ни убыточность для “УХТА” действующего тарифа, ни существенное изменение обстоятельств, при наличии которых закон (ст. 652 ГК Украины) позволяет одностороннее изменение договорных условий, в том числе размера тарифа на транзит аммиака. Таким образом, решение МКАС о повышении тарифа “УХТА” на транзит аммиака на 1,33 долл. не имеет под собой законных оснований, и “ТОАЗ” продолжит оспаривать его в установленном законом порядке».

По мнению Перепелинской, у российского предприятия все еще остается возможность отмены решения международного коммерческого арбитража по процессуальным основаниям в государственном суде Украины. Валентин Шлихта, ранее и. о. директора «Укрхимтрансаммиака», высказался о намерении вновь обратиться в арбитраж в случае необходимости, несмотря на готовность решать спорные вопросы за столом переговоров.

На российском заводе этой готовности не верят. «Несмотря на декларации о готовности к конструктивному сотрудничеству, “УХТА” не первый раз пользуется своим монопольным положением для того, чтобы навязать “ТОАЗу” условия сотрудничества, более выгодные для себя. Ранее подобные действия “УХТА” уже приводили к остановке транспортировки продукции “Тольяттиазота” по аммиакопроводу, что сказалось не только на деятельности нашего предприятия, но и на доходах украинского бюджета», – заявил Дмитрий Масалитин. Действительно, украинские СМИ писали о том, что в результате перекрытия транзита украинский бюджет недополучит 1,13 млрд грн (453 млн долл., около 3 млрд руб.).

Вместо вывода

Созданное прежде разрушается, а новое на его месте возникает с большим трудом – так говорит анализ приведенных выше фактов. Завод «Стирол», запущенный во вторую советскую пятилетку (1933–1937), сейчас закрыт. Аммиакопровод, заработавший в начале 1980-х и связывавший Россию и Украину, стал предметом распрей. «Тольяттиазот» – крупное предприятие, построенное с привлечением зарубежных средств и технологий, – де-юре на девять десятых принадлежит заокеанским офшорам и попало в уголовные хроники. Причем происходит все это на фоне благоприятной глобальной тенденции: прогнозы говорят, что до 2024 года мировой рынок аммиака будет расти в среднем на 5% в год.

Чтобы обойтись без услуг украинского транзита, «ТОАЗ» с 2003 года ведет строительство собственного терминала по перевалке аммиака в порту Тамань в Краснодарском крае. Однако на данный момент проект не завершен, вокруг терминала идут суды. Неясно, какую альтернативу поставкам из России найдет Одесский припортовый завод по перевалке аммиака, когда проект будет завершен. Скорее всего, никакой. Пока Китай протягивает свои щупальца и объединяет все Восточное полушарие вокруг «Пояса и пути», химические связи двух стран-соседей разрушаются, подогреваемые гордыней.

Газ, да газ - а что с аммиаком ( ось Самара - Одесса ) (химия и геополитота)